Тетеринское в начале XVIII века. Эпоха Петра.

   XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. С воцарением Петра I наступает время «европеизации России. По образцу западноевропейских государств строится политическая и хозяйственная жизнь страны. Насильственно и немедленно насаждаются «сверху» западные формы культуры.
Свои преобразования в строе церковной жизни, исходившие из соображений «государственной пользы», Петр I начал еще при жизни Патриарха Адриана. В 1697 году царским указом под государственный контроль было взято хозяйство архиерейских домов и монастырей. Монастырям запрещалась строительная деятельность. Со следующего года прекращена выплата казенной руги (деньги и хлеб) церквам, имевшим угодья и приходские дворы. Церквам, не имевшим вотчин, руга была уменьшена наполовину. Сами же угодья церквей объявлялись оброчными статьями казны. После смерти патриарха Адриана Петр предпринимает дальнейшие шаги подчинения церковного строя интересам царского абсолютизма. Выборы нового Патриарха были отложены. Был назначен только Экзарх (Местоблюститель) Патриаршего престола, которым стал по желанию царя образованный украинец митрополит Рязанский Стефан (Яворский).
В стремлении русских церковных деятелей сохранить патриаршество самодержец видел всего лишь ненавистный ему «папежский дух». К 1718 году судьба церковной реформы была предрешена. Нашелся у неё и готовый теоретик – «скорое перо» Петра I – епископ Феофан (Прокопович).
Экзарху и освященному Собору была предоставлена компетенция только вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». Что же касалось назначений на церковные должности и других церковно-административных вопросов, то ими полностью распоряжались сам царь и его приближенные А. Д. Меньшиков, И.А. Мусин-Пушкин и выдвинутый позднее архимандрит Феодосий (Яновский). В январе 1701 года был восстановлен монастырский приказ, в ведение которого переходило управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них. На содержание архиереев и монастырей из приказа назначалось крайне урезанное жалование. Остальные суммы со сборов от церковных имений, предполагалось употреблять на государственные и общественные нужды, в частности на создание школ и благотворительных учреждений (больниц, богаделен для нищих, увечных воинов и т. д.). Впрочем, если при монастырях, приходах или архиерейских домах устраивались богадельни, вотчины возвращались в управление духовным властям.
Недовольство части духовенства вводимыми порядками вызывало раздражение Петра, и нередко навлекало на недовольных репрессии. В 1700 г. был лишен кафедры тамбовский епископ Игнатий, снабдивший деньгами книгописца Григория Талицкого и «со слезами» читавший его тетради, в которых доказывалось, что Петр I – «антихрист». В 1707 г. был лишен кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь Нижегородский митрополит Исаия, резко протестовавший против действий монастырского приказа в его епархии.
В 1718 г. Петр I, учреждая коллегиальную форму управления для различных областей государственной жизни, решил создать для высшего управления церковной жизнью Духовную Коллегию. По его поручению епископ Псковский Феофан (Прокопович; 1681 – 1736) написал «Духовный регламент», который по сути своей был обычным актом государственного законодательства, не опирающийся на церковное каноническое право, хотя и составленный духовным лицом.

<<< Назад Читать далее >>>
Хостинг от uCoz