В 1634 г. переехавшему в Нерехту жителю г. Ярославля Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богородица и повелела ему купить у иконописца Димитрия икону и перенести ее в г. Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Божия Матерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, которую оставил в своем доме до весны, затем перевез ее на лодке в Нерехту по рекам Волге и Солонице, которая протекала близ Тетеринской деревни Пятино. От иконы стали происходить чудесные исцеления; среди исцеленных был и сам Иоанн Аверкиев.
По прошению жителей Нерехты Патриарх Иоасаф I благословил построить для чудотворной иконы церковь и основать монастырь в честь ее сретения. На месте же встречи Владимирской иконы на берегу реки Солоницы первоначально была поставлена деревянная часовня, приписанная Тетеринской церкви. Для часовни был сделан список с чудотворной нерехтской иконы. В часовню приходили с больными (чаще с младенцами) помолиться и «проняться» через отверстие, устроенное в киоте под иконой.
В 1653 г. «в вотчине Горицкого монастыря в селе Тетерине» у церкви Николы чудотворца было 2 двора поповых, 3 двора церковных причетников, 4 двора церковных бобылей да в приходе двор монастырский, 277 дворов крестьянских, 22 двора бобыльских, пашни церковной 15 чети в поле, сена 50 копен. Села Тетеринского Никольский поп Иван Алексеев, служивший в этой церкви с 1645 г., имел доход 5 рублей 2 алтына. Кроме того в селе было 6 «келий» в которых жили нищие, жившие на иждивении церкви. Священнические должности передавались от отца сыну, образуя вековые династии священно-церковнослужителей.
С древних времен до учреждения должности церковного старосты (после 1700 г.), продажу церковных свечей производили частные лица иногда на паперти, а иногда на столиках около церкви. Церковные доходы и расходы были в заведовании священника. Часть этих доходов расходовалась на содержание богаделен.
Поскольку деревянные здания недолговечны, так и древняя Никольская церковь обветшала. Вместо ее был построен новый деревянный храм «во имя Николая Чудотворца с приделом великомученицы Параскевы, а прочие приделы Успения Пресвятой Богородицы и пророка Даниила были уничтожены».
После смерти Патриарха Адриана была произведена всероссийская ревизия. Из « ревизской сказки писанной в 1715 году» видно, что в Тетеринской церкви были уже два священника – Потапий Кириллов и Алексей Иванов, диакон Федор Федоров, и четыре причетника (два дьячка и два пономаря)
<<< Назад Читать далее >>>